На сегодняшний день большая ПЭТ и поликарбонатная тара емкостью 6 и 18,9 литров является базовой для питьевой воды, в то время как мелкая тара (0,5 и 1,5, 2 литра) чаще используется для минеральной воды. Многие производители, которые начинают производство питьевой воды с нуля ориентируются на большую тару 6 и 18,9 литров, в последствии добавляя в ассортимент более мелкую тару – 1,5 и 0,5 литра. В качестве примера можно привести одного из лидеров московского региона – компанию ООО «Шишкин Лес Холдинг», которая в 1998 году начала розлив в тару 5 и 10 литров, позже в ассортимент компании была введена вода в таре 1,25 и 0,4 литра. Очевидно, что чем мельче тара, в которую разливают воду тем больше розничный потенциал её продаж в денежном выражении. Для нового производителя существует три возможных пути развития: 1. Розлив питьевой воды в тару емкостью 1,5 и 6 литров. При этом, для тары емкостью 1,5 литра 90% объемов выпуска приходится на газированную воду, 10% выпуска – негазированная вода. 80% объема выпуска – вода в таре 1,5 литра, 20% – вода в таре 5 или 6 литров. Данный путь подразумевает значительные затраты на рекламу, так как производителю необходимо войти в розничные сети и сотрудничать с оптовыми компаниями. С течением времени становится возможным расширение и выход на рынок воды в таре 18,9 литров; 2. Розлив питьевой воды осуществляется в тару 18,9 литров, организовывается служба доставки воды. Затраты на рекламу и сотрудничество с торговыми сетями значительно снижаются по сравнению с первым вариантом. При дальнейшем развитии и входе на рынок воды в таре емкостью менее 5-6 литров у производителя будет накоплен значительный опыт, бренд наберет известность, что позволит сэкономить на рекламе. У производителя будет накоплен значительный опыт в непосредственной работе с потребителем, что сделает возможным организацию доставки воды в мелкой таре конечным потребителям. Таким путем действовали компании ООО «Шишкин лес» и ЗАО «Королевская вода». Данный путь по каптиалоемкости сравним с первым вариантом, так как во втором варианте потребуются значительные средства на организацию автопарка; 3. Наиболее капиталоемкий вариант. Розлив воды, как в мелкую так и в крупную тару. В данном случае необходимо сразу вкладывать средства в две производственных линии и автопарк. Производитель получит преимущество, так как сможет продавать воду в мелкой таре крупным потребителям напрямую, а широкий ассортиментный ряд быстрее привлечет новых заказчиков. Основной тенденцией, определяющей тренд роста российского рынка питьевой воды, является рост культуры её потребления, что позволяет сделать вывод о дальнейшем росте потребления воды в крупной таре емкостью 6 и 19 литров. При этом производители, которым удалось удержаться и развиться на рынке воды в крупной таре, будут вводить в ассортимент воду в мелкой таре емкостью до 2-х литров. Продажи крупных производителей питьевой воды в мелкой таре – «Пепсико» и «Кока-кола» будут падать. Некоторые крупные и средние производители обогащают питьевую воду такими микроэлементами как фтор, йод или кислород. В объеме продаж такая вода занимает от 5% до 10%. Обогащение воды микроэлементами позволяет расширить круг потребителей. Систематическое употребление фторированной воды улучшает состояние зубной эмали, предотвращая кариес, употребление йодированной воды предотвращает нарушение работы щитовидной железы, вода, обогащенная кислородом, рекомендована при ведении спортивного образа жизни. Однако потребление обогащенной микроэлементами воды пока не приобрело массового характера, очень немногие производители добавляют микроэлементы в воду. Тем не менее, обогащенная вода рассматривается как вероятное дополнение к ассортименту разливаемой воды. Инвестиции При объеме инвестиций порядка 1 млн. долл. период расчета показателей инвестиционной эффективности проекта составляет 81 месяц. Чистый дисконтированный доход при ставке дисконтирования 12% составил 245,1 млн. руб. при дисконтированном сроке окупаемости равном 18 мес. Индекс прибыльности проекта достигает значения более 10 ед., внутренняя норма рентабельности – 228%. Данные показатели свидетельствуют о высокой инвестиционной привлекательности проекта. Ознакомиться с возможностью организации розлива артезианской питьевой воды вы можете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Бизнес-план розлива артезианской питьевой воды в бутылки 0,5 и 1,5 литров». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru
|