Составленная схема позволит выделять компаниям средства, которых компаниям хватит, чтобы компенсировать существенную часть затрат по первоначальной организации процесса утилизации. Минпромторг намерен предоставлять субсидии ликвидаторам автохлама в размерах, зависящих от затрат на транспортировку от мест приема автомобилей до предприятий, осуществляющих подготовку к утилизации и утилизацию машин. Сумма субсидии будет также коррелировать величиной уплаченных процентов по кредитам, которые будут брать организации на реализацию своих утилизационных инвестпроектов. При этом государство намерено субсидировать организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, образовавшихся в результате утраты разборки авто.
Величины ставок уже определены. 1,5 тысячи рублей составит субсидия для автомобилей массой до 2,5 тонны, 1,7 тысячи рублей – для автомобилей от 2,5 до 3,5 тонны и 2,2 тысячи рублей – для машин массой более 3,5 тонны. Предельный размер ставки расходов на транспортировку автомобилей от мест их приема до предприятий утилизации составит для соответствующих категорий машин не более 3,5 тысяч рублей, 4 тысячи рублей и 5 тысяч рублей. Для транспортных средств массой свыше 8 тонн предусмотрены более высокие ставки. Кроме того, субсидии компаниям-утилизаторам предоставляются ежеквартально в размере 0,9 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Возможно, разработанные Минпромторгом правила не вполне совершенны. Да и определены они задним числом, через три с лишним месяца после ввода утилизационных ставок. Но важно, что сделан первый шаг по заданию законодательных рамок в которых будет формироваться эта важная для России подотрасль экономики. Напомним, постановление правительства РФ об утилизационном сборе действует с 1 сентября текущего года. Формально введение этой меры мотивировано заботой об экологии, но фактически она призвана защитить отечественный автопром от последствий вступления в ВТО.
Проблема в том, что утилизационных мощностей серьезно не хватает. Российские автопроизводители только приступают к их организации. Так, КАМАЗ планирует задействовать для приема автохлама своих дилеров. В некоторых регионах пришлось искать других партнеров. Волжский автозавод также намерен принимать старые машины силами дилеров. По словам директора по внешним связям компании Игоря Буренкова, в проекте списка пунктов приема значится примерно 300 дилерских центров Lada, а утилизировать машины будут как на самом Тольяттинском предприятии, так и с помощью сторонних компаний. Горьковский завод намерен создать порядка 100 пунктов на базе дилеров и производственных площадок, отметил представитель компании. Использовать собственную дилерскую сеть будет и компания Sollers.
Иностранные компании планируют привлекать партнеров. Volkswagen создает сеть, охватывающую срезу несколько регионов. Утилизировать свои машины немецкий концерн будет также с помощью сторонних компаний. Toyota недавно заявила, что планирует построить собственный завод по утилизации в Московской области. А Renault пока изучает различные варианты действий. В том числе французы не исключают кооперации в этот деле с «АвтоВАЗом». Однако многие автоконцерны пока не разобрались с тем, как в конечном итоге будут перерабатывать машины собственного изготовления. Пока лишь Toyota намерена проинвестировать с нуля такое производство на территории России. Автор: Алексей Щеглов Гудок |