Финансовый кризис все глубже затрагивает индустрию полимеров, в частности, те ее сегменты, связанные со строительством и ЖКХ. Если в 2008 самым бурно растущим ее сегментом было производство пластиковых труб (в частности, полипропиленовых труб) то сегодня здесь отмечается существенное сокращение объемов потребления и, соответственно, выпуска. Newchemistry.ru связался с крупнейшими игроками рынка полипропиленовых труб (ПП-труб). Большинство из них подтверждают заметное сокращение рынка и собственных продаж. Во многом это связано со снижением объемов застройки, «замораживанием» строящихся объектов и отсутствием новых строительных проектов. Так, по словам коммерческого директора компании «Бородино-Пласт» (около 12% рынка) Игорь Викторовича Иваченкова, на строительном рынке «движение есть» только там, где готовность объекта составляет 70%. (При этом поставки сегодня осуществляются только за «живые деньги). Сравнивая нынешнюю ситуацию с аналогичным периодом прошлого, 2008, года, рынок ПП-труб для внутридомовых сетей сократился почти в 10 (!) раз. Другой момент – девальвация рубля. Есть мнение, что снижение курса национальной валюты открывает дополнительные возможности для внутренних производителей. Но в случае с российскими ПП трубами, ситуация выглядит не совсем просто. Дело в том, что многие производители используют импортный (корейский) полипропилен. Как известно, в последнее время азиатские цены на полиолефины растут. В то же время внутренние цены на ПП трубы упали на 20%... Так что вряд ли девальвация рубля окажет российским производителям ощутимую пользу, в свою очередь, снизив их рентабельность. Что же касается ПП-труб большого диаметра, которые составляют «львиную» долю импорта (до 70%) – в России просто нет мощностей для их выпуска. Объем инвестиций в подобное производства оценивается в миллионы евро (например, для труб диаметра более 2 м – более 4 млн. евро). В нынешней условиях и ситуации на кредитном рынке вряд ли кто-то решится на такой проект.
Какие ПП-трубы, каких диаметров будут больше всего востребованы во время кризиса? По мнению представителя «Бородино-Пласт» - это трубы диаметром 20-160 мм для внутренних инженерных сетей. Они востребованы на строительных объектах, где готовность доведена на ~70%... При этом производители возлагают надежды на «весеннее оживление» - строительный сезон, «разморозка» объектов, активность частного сектора… Еще один момент – сырьевое обеспечение. Отечественная нефтехимия не в состоянии удовлетворить потребности российских производителей ПП-труб (подробнее об этом читайте ниже - в комментариях участников рынка). Чтобы добиться определенного качества трубной продукции, приходится закупать полипропилен в Азии и даже в Европе. А крупнейшему отечественному производителю ПП – «Нижнекамскнефтехиму» - выгодно работать с крупными объемами сырья, а не ориентироваться на «мелкие» для него и не всегда стабильные потребности «трубников» (требуется предоплата и закупка больших партий). Этим, вероятно, и объясняется прекращение выпуска «НКНХ» трубных марок ПП. Кстати, по информации участников рынка, недавно «НКНХ» возобновил их производство. Большинство участников и смежников строительной индустрии ждут «весеннего оживления». Каким же будет 2009 год в целом для российского рынка ПП-труб? По мнению коммерческого директора компании «Бородино-Пласт» объемы производства сократятся не менее, чем на 30%... Предлагаем Вашему вниманию комментарии других участников рынка и экспертов. На вопросы Newchemistry.ru о ситуации на российском рынке ПП-труб отвечает Дмитрий Попов, компания «Эгопласт» (дистрибьютор завода «Политрон», Московская область), www.egoplast.ru. Есть ли шанс «выдавить» импорт? - Как кризис сказывается на рынке ПП труб? Можно ли сказать, что если объемы строительства упадут в 2009 году в два раза, то и спрос на ПП трубы уменьшится в два раза? Или падение не будет таким глобальным из-за спроса со стороны ЖКХ? - Финансовый кризис, закономерно переросший в полномасштабную экономическую общемировую рецессию, скажется и уже сказывается на рынке полимерных, и в частности ППР труб, так как это и должно сказываться на отрасли, которая напрямую «завязана» на строительный сектор. Строительство 80% объектов по всей стране заморожено, сузившийся платежеспособный спрос в купе с банковскими неурядицами конца прошлого (2008) года привели к недовыполнению планов продаж 2008 года. Проблемы с ликвидностью подтолкнули многих крупных игроков рынка полимерных труб к ужесточению условий товарного кредита и других форм кредитования клиентов. Большие проблемы наблюдались и наблюдаются у компаний, которые за время инвестиционного бума, работая в основном на заемные средства, не поставили на должный уровень риск-менеджмент и не занимались вопросами повышения рентабельности продаж. Увеличивая, например, свою дилерскую сеть в регионах и все больше и больше приближаясь к конечному потребителю, они не просчитывали то, за какой срок им удастся окупить капитальные затраты, затраты на финансирование складского запаса, административные расходы и т.д. Обороты таких компаний росли, а фондоотдача падала, что в условиях резко подорожавших заемных средств, привело к фатальной необходимости просто-напросто закрывать ранее открытые филиалы и выводить из ассортиментной матрицы некоторые менее рентабельные товарные подгруппы, теряя при этом зачастую клиентскую базу. А сужение ассортимента привело к неудовлетворенности со стороны оставшихся клиентов. Существенно лучше ситуация обстоит у крупных дилеров и игроков трубного рынка, которые обзавелись собственным производством в РФ и могут контролировать свои производственные издержки самостоятельно, варьируя при этом наценку и маржинальность, занимая места выбывающих конкурентов. Ранее укреплявшийся рубль, более быстрые темпы роста фонда оплаты труда относительно производительности, не позволяли российской продукции должным образом конкурировать с той же турецкой, чешской, польской и т.д. Теперь же ситуация несколько изменилась и у российских производителей труб, коим является завод «Политрон» и его эксклюзивный дистрибьютор «Эгопласт», появился шанс выдавить импорт. |