Взгляд извне На этом фоне особенно остро прозвучало выступление основного бенефициара самарской группы СОК Юрия Качмазова, который владеет около 1% акций АвтоВАЗа. С учетом тех непростых отношений, которые складываются у СОК с командой управленцев, пришедших на ВАЗ из «Рособоронэкспорта» в конце 2005 года, его выступление можно трактовать как открытый вызов. Суть его речи сводится к предложению командировать на автозавод команду антикризисных менеджеров из самарской группы. При получении необходимых полномочий и доступа к управлению ресурсами и денежными потоками Юрий Качмазов гарантирует выход АвтоВАЗа на безубыточность уже в ноябре текущего года. «Есть люди, которые душой болеют за завод, мы готовы работать без оплаты и без отпусков и готовы нести полную ответственность за взятые на себя обязательства, мы готовы ответить своими активами, если не справимся с поставленной задачей», – заявил он. Корреспонденту удалось получить подробности предложений СОК по оптимизации производственной, финансовой и сбытовой политики АвтоВАЗа, которые Юрий Качмазов предложил руководству автозавода. Документ содержит восемь основных пунктов: маркетинг и сбыт, стратегия, кадры, закупки, производство, экономика, финансы, экспансия. В каждом блоке кратко сформулирована суть предлагаемых изменений и обозначены сроки их реализации. В частности, предлагается активно заняться развитием поставок на экспортные рынки, на которых в условиях девальвации рубля вазовская продукция становится более конкурентоспособной. Другим важным упущением ВАЗа менеджеры СОК считают фактическую потерю рынка запчастей. «Выручка компании Toyota в 2007 году – 26 трлн иен, в том числе от продажи запчастей – 2 трлн (7,69%). Выручка АвтоВАЗа в 2008 году – 170 млрд рублей, в том числе запчасти – 4,3 млрд рублей (2,53%), план на 2009 год – 4,5 млрд», – гласит документ, подготовленный в СОК. Еще один немаловажный аспект – синхронизация производственной программы со сбытом. По сути, Юрий Качмазов предлагает ВАЗу последовать примеру КамАЗа и перейти на работу практически «под заказ». Блок, посвященный экономике, содержит призывы повысить прозрачность структуры расходов, реорганизовать производственную структуру с выделением в отдельные бизнес-единицы части вспомогательных цехов и служб, оптимизировать использование кадрового ресурса и т. д. «В совокупности общезаводские издержки в структуре себестоимости продукции составляют 25%, а комплекс мер по оптимизации всех процессов позволит снизить себестоимость минимум на 10%», – гласит программа Юрия Качмазова. За кадром Выступление бенефициара СОК на собрании акционеров всех этих деталей не содержало, сведясь, по сути, к призыву объединить усилия по спасению автозавода. По словам источника в группе компаний, это связано с тем, что до последнего момента не было ясно, предоставят ли Юрию Качмазову слово, а если и дадут возможность выступить, то «через какое время отключат микрофон». Буквально за несколько минут до выхода на трибуну Качмазов в сопровождении юриста выбегал из зала заседания и что-то горячо обсуждал с членами регистрационной комиссии. В приватной беседе во время перерыва бенефициар СОК был несколько откровеннее, нежели в зале заседаний. По его словам, времени на промедление у ВАЗа не осталось, завод находится на грани коллапса. При этом Качмазов уверен, что все необходимые ресурсы для решения проблем у завода есть. «На складах накопилось машин на 18 млрд рублей, вот вам и средства на погашение задолженности перед поставщиками и на расшивку кредиторки, нужно только суметь продать эти автомобили, – сказал он. – Тогда и никакие государственные деньги не нужны, не надо ходить с протянутой рукой, надо просто качественно работать». Еще одним существенным риском для АвтоВАЗа Юрий Качмазов считает создание альтернативной глобальной автомобильной компании в России, подразумевая альянс Сбербанк–Magna–ГАЗ–Opel. По его мнению, правительство может в такой ситуации сделать ставку на одного игрока, «назначенного» на роль спасителя отечественного автопрома. И эта ставка может быть сделана не на ВАЗ, что будет автоматически означать гибель предприятия, поскольку без денежных вливаний из бюджета, по мнению бенефициара СОК, завод существовать разучился. Ответный ход Несмотря на то что присутствие журналистов на собрании акционеров как таковое не подразумевалось, сотрудники пресс-службы АвтоВАЗа собрали немногочисленных проникших на мероприятие представителей СМИ на краткий брифинг с участием Бориса Алешина, центральной темой которого стало обсуждение речи Юрия Качмазова. Комментируя эту тему, Борис Алешин заявил, что не совсем понимает сути части предложений. «Мы не очень разобрались, что означает его ответственность и его менеджеров за выход в безубыточную зону к 1 ноября 2009. Это означает, что, видимо, он готов положить на стол 68 млрд рублей к 1 ноября. Ну, тогда это приветствуется, и я полагаю, что этот вопрос подлежит обсуждению», – сказал Борис Алешин. (Напомним, что группа ГАЗ уже вышла на уровень безубыточности) На вопрос журналистов о возможности получения в таком случае автокомпонентных активов СОК глава АвтоВАЗа ответил однозначно: «Нам не нужны автокомпонентные предприятия». «АвтоВАЗ строит автомобили, автокомпонентным бизнесом завод не занимается. Мы можем помогать компаниям – производителям автокомпонентов, но только в какой-то критической ситуации. Если мы соберем все автокомпонентные преприятия, то АвтоВАЗ просто погибнет. Каждый должен заниматься своей задачей. Бывают хорошие времена и плохие времена. Когда были хорошие, все зарабатывали, когда наступили плохие – все предлагают нам купить их активы», – заявил Алешин. По материалам «Эксперт Online» С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|